воскресенье, 10 февраля 2013 г.

морг бендер 1992 год

В середине июля Антон прилетел в Петербург, до начала августа лечился в госпитале, а 7 августа вернулся в Бендеры. Вместе с вдовой А.В.Мельцова он нашел тело погибшего друга в братской могиле, участвовал в

Интересно, что в июле Антон подал документы на исторический факультет Тираспольского университета и был зачислен. Тогда он писал матери, что останется жить в Приднестровье, которое стало его домом. Однако из-за военной ситуации занятия так и не начались.

Госпиталь был переполнен, медикаментов не хватало. Почерневшую, с признаками гангрены рану врач «зачищал» с помощью простейшей анестезии стакана спирта. Благодаря его стараниям, руку удалось спасти, хотя она долго еще не очень хорошо действовала и в последующие годы нередко болела. Кроме физических страданий, были и иные. В те же дни приходилось постоянно посещать фуры рефрижераторы, опознавать среди множества погибших знакомых, павших в боях за Бендеры или убитых в «черной автоколонне», по ошибке расстрелянной русской 14-й армией.

Вечером 19 июня 1992 г. молдавская сторона начала бои за Бендеры (теперь эта дата отмечается как день участников локальных конфликтов). В числе погибших был один из питерских добровольцев, товарищ Антона Алексей Мельцов. Следующим утром получил пулевое ранение в правое плечо и Антон, его подстерег снайпер. Взвод находился практически в окружении, вывезти раненых в Тирасполь не удавалось. После перевязок их распределяли по квартирам местных жителей. Через день, 22 июня, возвращавшийся с перевязки Антон был контужен миной. На следующий день выяснилось, что ночью приднестровцы отступили из города. Слабость не давала ходить, но стремление обзавестись оружием толкнуло на крайность 24 числа в стороне от места жительства Антон бросил одну из двух имевшихся гранат в проходивший патруль. Цель достигнута не была, хотя скрыться и удалось. В тот же день местному жителю удалось вывезти раненого в Тирасполь.

Служба в Бендерах (стрелком в Территориально-спасательном отряде по чрезвычайным ситуациям) оказалась недолгой. Часть ее пришлась на период перемирия, хотя Антону пришлось участвовать и в перестрелках, и в разведке, однажды прыгать с крыши одной девятиэтажки на другую в поисках корректировщика. Как вспоминает А.В.Мищенков, несмотря на малое число боев, опасность зачастую была 24 часа в сутки.

Стремление непременно учиться привело летом 1991 г. в приемную комиссию 1-го Медицинского института. Цель казалась близкой перед последним экзаменом Антону говорили, что он станет старостой группы. Не хватило одного балла. Тогда возникло новое решение устроиться на работу препаратором в морг кафедры нормальной анатомии того же института. Однако до второй попытки поступления дело не дошло весной 1992 г. Антон уволился и вместе с другом Андреем Мищенковым уехал в Приднестровье. О причинах, толкнувших на этот шаг, Антон десять лет спустя так писал в своих воспоминаниях, оформленных в виде дневника: «13 апреля. < > Парни во взводе потихоньку приглядываются, расспрашивают о том, о сем. Что меня уже просто достало, так это постоянные расспросы о причине нашего приезда. Но что я им могу сказать? Отделываться какими-нибудь ура-патриотическими лозунгами не хочется, объяснять, что не люблю, когда слабых обижают это как-то по-детски. Зачем мне кому-то рассказывать о том, что не могу я дома сидеть, когда Сегодня Приднестровье, а завтра что на Крестовском [острове] окопы рыть? Странно, вроде российские власти должны защищать русских везде, а они сопли жуют. Не хочу задумываться, почему так происходит, но больше я не могу сидеть в уютных компаниях на питерских кухнях (странно, почему мы всегда тусуемся на кухнях?) и вести многомудрое словоблудие о русской миссии, о светлом российском завтра и прочей высокопарной чуши. Я молод, здоров, отслужил в армии, имею кое-какой боевой опыт. А сюда в основном приезжают из России сущие малолетки, которые совершенно не представляют даже таких простых вещей, как окоп отрыть, растяжку на тропке поставить или как «муху» раскрыть. Стыдно мне дома сидеть, когда пацаны в окопах»1.

В 1988 г., с третьего курса, Антон ушел в армию, до июня 1989 г. служил на Севере. После демобилизации стал водителем троллейбуса. Среди дружной компании водителей маршрута 9 носил прозвище «Таксист» его машина имела большую кабину, в которой часто катались друзья.

Учеба была нелегка напряженные занятия, изматывающие физические тренировки. Вдобавок «практика»: выезды для охраны и этапирования заключенных (например, Антон однажды вез из Прибалтики бывшего пособника фашистов), командировки в «горячие точки» Закавказья, Баку, бои в Нагорном Карабахе

После 10 класса Антон хотел поступать в военно-морское училище, но подвело зрение. Тогда он выбрал для себя другой ВУЗ Высшее политическое училище МВД. Интересно, что учительница, которой не нравилась его самостоятельность, написала для приемной комиссии, мягко говоря, не очень хорошую характеристику. И тут класс проявил редкую сплоченность все потребовали переписать документ и своего добились!

С 6 по 9 класс он занимался в клубе «Юнга» при Дворце пионеров и школьников. Там бывшие моряки помогали ребятам осваивать морские специальности и определять свое отношение к морю как возможному жизненному пути. Еще большее значение имело формирование важнейших понятий: порядочности, целеустремленности, умения работать в команде, подчиняться разумной дисциплине, оставаясь при этом личностью. И, конечно, романтика. Во время летних плаваний на учебном судне «Юнга» Нева из закованной в гранит главной перспективы города превращалась в оживленный торговый путь, связанный с многими трудностями: вереница встречных судов, «Кривое колено», Ивановские пороги, Кошкинский фарватер... И дальше в древний Новгород. Возможность в школьные годы надеть морскую форму значит очень много. При посещении с мамой Мамаева кургана в Волгограде 12-летний Антон печатал шаг мимо скульптуры матроса, держа головной убор на локте. Это, конечно, было не позерство уважение к подвигу и чувство сопричастности к людям в тельняшках.

Антон родился в Ленинграде 15 октября 1969 года.

Александра Эдуардовна совершенно справедливо перевела нить рассказа на Историю. Именно о непростом пути Антона к этой науке, о его успехах и о том новом, «своем», что он вкладывал в каждое дело, за которое брался, мы и постараемся рассказать.

Был очень добрым, светлым, жизнерадостным человеком. Во всех людях, с кем пришлось встретиться в жизни, видел только хорошее, старался помочь во всем, хотя и не всегда люди отвечали тем же. Любой человек всегда оставался в его жизни: в его записных книжках великое множество дат рождений, телефонов, пометок. Занимаясь своими исследованиями, всегда отмечал материалы, которые могли пригодиться его сокурсникам и коллегам. Из него со временем получился бы великолепный преподаватель, настолько он всегда щедро делился своими знаниями с другими. При этом все студенты были для него «коллегами», он искал новые методы передачи знаний студентам, пытался на своем коротком преподавательском пути развить в них не поглощение знаний для сдачи очередного экзамена, а стремление к исследованию, критичность, умение работать с первоисточниками».

Теплые и нежные отношения связывали его с мамой, Александрой Эдуардовной Богдановой, самым близким ему человеком. Она рассказывает об Антоне: «Он обладал обостренным чувством справедливости из-за этого часто страдал и в школе, и в дальнейшей жизни, но никогда не позволял ни себе, ни другим обижать не умеющих отстоять себя морально или физически.

Писать о нем крайне тяжело перед глазами сразу встает широкая улыбка, вспоминаются его забавные рассказы, и все слова кажутся слишком примитивными, неспособными передать впечатления о человеке. Антон был душой компании, веселым рассказчиком историй, придумщиком забавных песен о преподавателях и студентах, которые исполнялись на Новый год (Антон обладал приятным баритоном и любил петь на наших «капустниках» особенно ему удавалась ария мистера Икс), кулинаром во время выездов за город (он обожал готовить борщ). Одной из его особенностей был неподдельный интерес к людям, умение находить общий язык с представителями любых профессий, вероисповеданий, стран. Каждого он удивлял знаниями из, казалось бы, чужой ему области в период службы на память читал солдатам-казахам стихи их поэтов, знал особенности различных религий и т.д., почти каждому коллеге давал советы по теме диссертаций.

Вечером 4 апреля 2004 г. в дорожнотранспортном происшествии трагически погиб наш коллега и товарищ Антон Борисович Богданов, кандидат исторических наук, ассистент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, автор многих исследований.

Памяти Антона Борисовича Богданова

ДИСКУССИИ И ВСТРЕЧИ

ВОЕННО-НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий